Перейти на мобильную версию am.ru?

Обучение в автошколе и сдача экзамена

За последние несколько лет процедура проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений серьезно изменилась. Успешно пройти испытания стало сложнее, требования к автошколам ужесточились, категорий ТС стало больше. Таким образом, получить доступ к управлению авто стало сложнее, но, безусловно, данные нововведения направлены на повышение качества обучения и, как следствие, безопасности на дорогах.

Возраст кандидатов в водители

Во-первых, для того, чтобы получить водительское удостоверение, нужно достичь определенного возраста. Для каждой категории есть свои возрастные ограничения, о чем говорится в ст. 26 Закона "О безопасности дорожного движения".

Управление любым ТС без соответствующих прав запрещено, за исключением гужевого транспорта и велосипеда при достижении водителем 14 лет. Даже на самый маломощный мопед (11 кВт) нужно получать удостоверение, но выдается оно только тем, кто достиг 16-летнего возраста. Для категорий «B» и «C» действует ограничение в 18 лет. А перевозить пассажиров (категории «D», «Tm», «Tb» и подкатегория «D1») можно только с 21 года. Также есть определённые требования к здоровью кандидата в водители. Они проверяются медкомиссией, которую необходимо пройтиперед сдачей экзаменов в ГИБДД.

Отмена экстерната

С 2013 года получить права без обучения не получится – любой, даже самый опытный водитель, должен записаться в автошколу, и только со справкой из учебного заведения его допустят к сдаче экзаменов. Это правило касается абсолютно всех категорий. То есть, если вы с 15 лет водите мотоцикл, то для легализации этого навыка всё равно потребуется обучение, даже если у вас есть права категории «B». Причём нужно выбирать программу для освоения именно того транспортного средства, которым предстоит управлять.

Требования к автошколе

К выбору автошколы нужно подходить очень обдуманно. Каждая из них должна иметь разрешения на оказание соответствующих услуг: первое – о соответствии учебных программ конкретной школы требованиям Министерства образования, второе – о наличии необходимой материальной базы. Оба документа должны быть закреплены печатями контролирующего подразделения ГИБДД и подписью его руководителя. На сайте инспекции есть список автошкол, которые их получили. По законодательству выпускники только таких учебных заведений должны допускаться к экзаменам. К сожалению, в действительности происходит иначе.

Многие недобросовестные автошколы продолжают своё существование, а проблемы возникают уже у их учеников при попытке сдать экзамен. Обычно из группы выбирают несколько «жертв», по которым проводится проверка. Чаще всего это уверенные в себе водители, отказавшиеся от дополнительных услуг инструкторов. Результаты проверки могут быть самыми печальными – обучение и справка о его прохождении признаются недействительными, и абитуриенту отказывают в допуске к экзамену.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, рекомендуем проверить наличие лицензии у выбранной вами автошколы, уточнить продолжительность занятий. Внимательно изучите предложенный договор на обучение. Обговорите окончательную стоимость курсов, ведь зачастую появляются различные доплаты – за учебные пособия, за бензин, за экзамены и т.п. Обратите внимание на саму школу – на классы, наглядные пособия, тренажёры. Задайте вопросы насчет автоинструкторов: на каких автомобилях будут проходить ваши занятия, возможно ли будет сменить преподавателя в том или ином случае. Также нужно помнить о том, что, согласно российскому законодательству, автошколы должны иметь собственные сайты в Интернете.


Выбирая, где обучаться водительскому мастерству, стоит быть внимательнее и подробно узнать информацию о той организации, которая на первый взгляд кажется для вас оптимальным вариантом. Всегда есть вероятность того, что школа недобросовестно выполняет программы или обманывает с техобеспечением. В конечном итоге такая автошкола рискует остаться без одобрения ГИБДД. Наотрез отказывайтесь от предложений вроде: «4 занятия за 10 000 рублей». Справка от такой школы вряд ли будет действительна, если она вообще будет выдана, а нормальное обучение будет стоить дополнительных денег.

И ещё один совет: лучше идти учиться в ту автошколу, которая использует экзаменаторов из ГИБДД для первого практического теста. Причём это может быть как автошкола с классической площадкой с расставленными вешками, так и с автоматизированным автодромом, так как право принимать экзамены даётся тому учебному заведению, выпускники которого имеют хорошие показатели. К тому же, выбор автошколы не ограничен местом регистрации – учиться и сдавать на права можно в любом районе, городе и даже регионе. 

Процесс обучения

Нужно понимать, что процесс обучения потребует определённого времени. По программе Минобразования срок обучения в автошколе в 2017 году на категорию «В» занимает 190 часов, из которых 130 уйдет на изучение теории, 56 – на практику и 4 часа – на экзамен. Будущим водителям преподают основы законодательства в сфере дорожного движения, основы управления ТС и его техническое устройство, а также рассказывают как перевозить пассажиров, грузы и оказывать первую медицинскую помощь. Также был введён новый раздел о психофизических факторах деятельности водителя, где изучаются этические нормы поведения за рулём, реакция на агрессивное вождение, правила разрешения дорожных конфликтов, отношение к пешеходам, велосипедистам и детям на дорогах. Время практических занятий должно исчисляться астрономическими часами - 60 минут. Такая программа обучения при плотном графике занимает более 3-х месяцев.

Обучение управлением двухколесным транспортом должно занимать 130 часов (108 часов теории, 18 – практики, экзамен – 4 часа). При наличии прав расширение категории займёт гораздо меньше времени – нужно лишь изучить особенности управления новым транспортным средством и пройти на нём практику, а базовая теория, на которую выделено 84 часа, засчитывается автоматически.

Упростилась процедура подачи документов для сдачи экзаменов. Теперь можно не стоять в очереди, а подать заявление с цифровой подписью через Интернет.

Правила сдачи экзаменов

Разработаны новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД (теория и площадка), которые сильно повышают требования к выпускникам. Раньше для сдачи теории нужно было за 20 минут ответить на 20 вопросов, и результат засчитывали при 18 правильных ответах. Согласно новому административному регламенту, теперь на теоретическом экзамене за каждую ошибку (но не более 2-х) придется ответить на 5 дополнительных вопросов, в которых ошибаться уже нельзя. Все темы экзамена разделены на четыре блока, и ошибку можно сделать только в одном. Всего будущему водителю необходимо правильно ответить на 20 вопросов, а при наличии двух ошибок – уже на 30. Изучить придется, как и прежде, 40 билетов.

Срок действия положительных результатов теоретического экзамена составляет 6 месяцев с момента сдачи.

Также поменялось прохождение испытаний на площадке. Если раньше ученик сдавал три упражнения из пяти возможных, то теперь их количество возросло и демонстрировать уровень владения автомобилем придется, исполнив уже пять упражнений. В списке упражнений: повороты на 90 градусов, «змейка» (причем более простая, чем в предыдущей редакции), движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом, парковка транспортного средства и выезд с парковки, парковка для погрузки-разгрузки на погрузочной эстакаде, остановка для безопасной посадки-высадки пассажиров, остановка и начало движения на подъеме и разворот в ограниченном пространстве. Ограничено время выполнения всех пяти упражнений. Если они выполняются на площадке, где они размечены последовательно, то это занимает 10 минут, по 2 минуты на упражнение. Во время сдачи экзамена на площадке в машине теперь находится только претендент на получение водительского удостоверения, инспектор же следит за испытанием со стороны.

Мотоциклисты должны будут показать навыки маневрирования в ограниченном пространстве, торможения и остановки на различных скоростях.

При сдаче практики по вождению в условиях городских дорог на правом переднем сидении отныне должен находится собственник авто или его представитель (инструктор). А вот инспектор в этот момент находится на заднем сидении и контролирует, на какие педали нажимает экзаменуемый и пассажир справа. Таблица контрольных оценок экзаменатора дополнилась одним пунктом – невыполнение или игнорирование задания экзаменатора.

В случае неудачи на экзамене, можно повторно показать свои силы. Сроки таковы, что первая пересдача назначается через 7 дней после первой неудачной попытки, вторая – через 14, третья и последующие – только через 30 дней. Заострим внимание на том, что теоретическая часть экзамена будет действительна на протяжении 6 месяцев, и если в этот промежуток времени кандидат не успеваете пересдать практические навыки вождения на дороге, то и теоретическую часть придется сдавать заново.

Остались вопросы или дополнения? Напишите в комментариях

Настроить регион поиска
Регион не выбран

Поиск будет осуществляться по всем регионам.
Чтобы искать в конкретном регионе, выберите его.

 
Выбрать регион
Вход
Забыли пароль?
Регистрируясь или авторизуясь посредством внешних ресурсов, вы принимаете условия Пользовательского соглашения am.ru.
Восстановление пароля
Войдите, чтобы добавить комментарий
Изменить пароль
Необходимо указывать пароль длиной не менее 6 символов.
Используйте в пароле только латинские символы или цифры.